Акант
Поиск

Акант





Акант – орнаментальный мотив в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Это – стилизованное изображение листа средиземноморского растения, замечательного сложной фестончатой формой своих побегов. Акант – один из самых распространенных мотивов орнамента от древности до наших дней. Лист аканта вполне может почитаться символом искусства архитектуры, как бы далеко оно не удалялось от своих классических истоков. Постоянство архитекторов и художников к аканту дает повод задуматься о причине живучести этого мотива. Что заинтересовало когда-то в колючей траве, растущей в расщелинах скал, греческого вазописца или скульптора, и что впоследствии продолжало привлекать поколения художников?

Ответ не укладывается в одно предложение, но он ясен и художнику, и вдумчивому зрителю. Как бы ни были разнообразны и подчас прихотливы формы живой природы, немного найдется таких, которые по своему богатству – сложности и одновременно изяществу – сравнились бы с акантом, и при этом, подобно ему, были бы всегда перед глазами в виде живого растения. Завораживает и волнует присущая аканту таинственная и могучая витальная сила, разворачивающая скрученные в розетку листья. Распрямляясь, они продолжают сохранять в своих изгибах упругую молодую силу. Она не пропадает даже в высохших звенящих листах, приобретающих благородный желтоватой цвет старой слоновой кости. Неудивительно, что именно греческое искусство пластического склада, чуткое в первую очередь к осязаемым свойствам предметов, оценило акант и открыло его для будущей европейской культуры.

Нам, северянам, понятнее сравнение с чем-то столь же привычным для нас, как для южан акант. В наших широтах есть такие мощные Голиафы с рвущейся наружу несокрушимой и временами страшной энергией жизни. Посмотрите на чертополох или на разворачивающиеся по весне на пригретой солнцем земле розетки листьев борщевика. Но именно эти аналоги оказываются органически связанными с акантом. Чертополох стал в искусстве заальпийской Европы изобразительным заместителем аканта, которого в старину многие художники севера могли никогда за всю свою жизнь не увидеть. Действительно, колючие аканты готики, особенно поздней, «пламенеющей», больше похожи на листы чертополоха. Борщевик же, бич современности, происходит с юга и возвращает нас в Средиземноморье, к тому же аканту, но чуждому грубости своего невольного визави.

У художника свои отношения с акантом. Для рисующего он – источник не только пассивного зрительного наслаждения, но и особых тактильных или двигательных переживаний. Это радостные ощущения движения руки с карандашом без напряженного усилия и сопротивления, увлекаемой плавными изгибами живой линии, меняющей по воле художника радиус и направление.

Акант живет и меняется вместе с искусством. Колючие аканты Греции приобретают в Риме округлую мягкость, сохраняя напряженность формы. Аканты готики сродни заостренным стрельчатым аркам, колючим шпилям и пинаклям, всему пространственному строю ажурной архитектуры средневековья. Возрождение возвращает аканту материальность и классическую уравновешенность, которой продолжает держаться и барокко. Стиль рокайль, кредо которого – свободное саморазвитие формы, вплетает акант в свои фантастические прорастающие орнаменты. Успокоение аканта, вернувшегося в эпоху классицизма к римскому истоку, сменяется новой готической остротой в орнаментах Уильяма Морриса. Акант бесконечно разнообразен, но при этом неизменен, всегда узнаваем. Каждая эпоха встречает в нем уступчивость и открытость для трансформации и получает возможность отразить в формах аканта себя, нечто самое существенное в своем естестве. Акант вечен. Некогда искусство произвело его, усвоило и, наконец, оказалось поглощено им, подчинено его бесконечным плавным S-образным линиям, в которых Уильям Хогарт находил саму сущность красоты.

Просмотров: 232
  • Серый Значок YouTube
  • Серый Instagram Иконка
  • Серый Vkontakte Иконка
  • Серый Facebook Icon
  • Серый Pinterest Иконка

Санкт-Петербург 

© 2019 Акантус Ателье   |   © 2019   ООО «А-Ателье»