Домашняя часовня в п. Васильево

photo
Стасидия
photo
photo
photo
Аналой

традиция

Часовня выстроена в северном поморском
стиле — восьмигранный сруб, шатровая крыша с маковкой.

Мы начали работу с тщательного изучения поморской архитектурной традиции. К счастью, на Онеге, под Архангельском, сохранилось много интересных образцов деревянного зодчества. Одна из главных особенностей Севера — отсутствие в храмах византийского золота. Вместо него — так называемая “серебристая” резьба.

Неглубокая, практически без светотени. При попадании солнечного света, она начинает переливаться, словно рыбья чешуя. Естественно — искусство поморских мастеров стало для нас настоящим вызовом из глубокого прошлого.

Рундук
Киот

Учитывая небольшое пространство часовни, мы были вдвойне внимательны к деталям. Цельность восприятия здесь невероятна важна и мы тщательно соединяли каждый элемент убранства с архитектурой.

Например, восьмигранная опора аналоя визуально перекликается с формой сруба часовни. А созданные нами в дополнение элементы отделки — декоративный плинтус и карниз — перекликаются с резьбой киота.

Поскольку решение поверхностей такое сдержанное и спокойное, для убранства в северном стиле очень важен силуэт: корона, колонны, полуколонны – все то, что делает контур изделия выразительным и звонким.

Важная деталь проекта, которая особенно запомнилась нашим мастерам при производстве – это материал, из которого была изготовлена утварь.

photo

Особый материал

Традиционно мебель режется из пород деревьев, которые произрастают в ближайших лесах. Например, европейская церковная утварь часто выполнена из бука и клена, русская – из дуба, в Средиземноморье – из кипариса. По этой же причине византийские иконы, например, писались именно на кипарисовых досках.

В русской Псалтири кипарис упоминается как Царское дерево. Поэтому именно на нем писались царские иконы, из него изготавливались царские троны. А ещё иногда — поклонные кресты и элементы алтарей.

Кипарис — сложное дерево — много сучков, трещинок — мастеру зачастую сложно выбрать хороший крупный участок. Но у кипариса есть и огромные преимущества — он имеет очень приятную для резьбы маслянистую структуру, легко режется и обрабатывается. Особенное качество — приятный запах.

Прекрасный аромат кипариса стал особой невидимой деталью, финальной нотой, гармонично объединяющий весь ансамбль часовни.

И это не случайный эффект: для того, чтобы сохранить чудесный аромат Царского дерева в часовне, наши мастера не покрывали изделия лаком, как обычно, а вощили.

Икона

Традиционно в северных часовнях был всего один
образ. В этом эта северная традиция была соблюдена.
Традиционно в северных часовнях был всего один
образ. В этом эта северная традиция была соблюдена.
photo
photo

Эстетика храмов севера не предполагает пестроты, буйства красок, активных золотых фонов — она спокойная, сдержанная, прикровенная.

photo

В таком спокойном духе северного письма и был создан образ. На иконе Спаситель, Богоматерь и Иоанн Предтеча на благородном охристом фоне, позолочены только нимбы.

photo

В лаконичном окружении отделки сруба и чистой резьбы утвари образ смотрится радостно и умиротворяюще.

photo
photo

Коммуникация

В этом проекте была очень важна коммуникация авторов и заказчика, а также высокое доверие к экспертизе исполнителя. Стилистика утвари, материал, письмо иконы – все было продумано до мельчайших деталей и предложено заказчику.