
Домашняя часовня в п. Васильево
Лето 2018 года. Этот проект был осуществлён
благодаря нашей репутации, сложившейся
среди заказчиков.
Один из давних друзей и партнёров порекомендовал нас
для обустройства маленькой домашней часовни, построенной
на берегу озера в Карелии.




традиция
Часовня выстроена в северном поморском
стиле — восьмигранный сруб, шатровая крыша с маковкой.
Мы начали работу с тщательного изучения поморской архитектурной традиции. К счастью, на Онеге, под Архангельском, сохранилось много интересных образцов деревянного зодчества. Одна из главных особенностей Севера — отсутствие в храмах византийского золота. Вместо него — так называемая “серебристая” резьба.
Неглубокая, практически без светотени. При попадании солнечного света, она начинает переливаться, словно рыбья чешуя. Естественно — искусство поморских мастеров стало для нас настоящим вызовом из глубокого прошлого.
Для часовни мы изготовили настенный киот,
аналой, рундук и стасидии.


Учитывая небольшое пространство часовни, мы были вдвойне внимательны к деталям. Цельность восприятия здесь невероятна важна и мы тщательно соединяли каждый элемент убранства с архитектурой.
Например, восьмигранная опора аналоя визуально перекликается с формой сруба часовни. А созданные нами в дополнение элементы отделки — декоративный плинтус и карниз — перекликаются с резьбой киота.
Поскольку решение поверхностей такое сдержанное и спокойное, для убранства в северном стиле очень важен силуэт: корона, колонны, полуколонны – все то, что делает контур изделия выразительным и звонким.
Важная деталь проекта, которая особенно запомнилась нашим мастерам при производстве – это материал, из которого была изготовлена утварь.

Особый материал
Традиционно мебель режется из пород деревьев, которые произрастают в ближайших лесах. Например, европейская церковная утварь часто выполнена из бука и клена, русская – из дуба, в Средиземноморье – из кипариса. По этой же причине византийские иконы, например, писались именно на кипарисовых досках.
В русской Псалтири кипарис упоминается как Царское дерево. Поэтому именно на нем писались царские иконы, из него изготавливались царские троны. А ещё иногда — поклонные кресты и элементы алтарей.
Кипарис — сложное дерево — много сучков, трещинок — мастеру зачастую сложно выбрать хороший крупный участок. Но у кипариса есть и огромные преимущества — он имеет очень приятную для резьбы маслянистую структуру, легко режется и обрабатывается. Особенное качество — приятный запах.
Прекрасный аромат кипариса стал особой невидимой деталью, финальной нотой, гармонично объединяющий весь ансамбль часовни.
И это не случайный эффект: для того, чтобы сохранить чудесный аромат Царского дерева в часовне, наши мастера не покрывали изделия лаком, как обычно, а вощили.
Икона
образ. В этом эта северная традиция была соблюдена.


Коммуникация
В этом проекте была очень важна коммуникация авторов и заказчика, а также высокое доверие к экспертизе исполнителя. Стилистика утвари, материал, письмо иконы – все было продумано до мельчайших деталей и предложено заказчику.