Иконы для Троицкой церкви в Краснослободске

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ

На стадии обсуждения проекта мы предложили заказчику сделать всё в полном соответствии с традиционными технологиями
и получили согласие. Процесс написания икон хорошо отражает наш главный принцип: внимание ко всем деталям.

В работе над иконостасом принимали участие разные художники. Кто-то писал иконы в мастерской Лавры, кто-то в собственной мастерской в Петербурге, кто-то – в другом городе. При этом проект предусматривал результат в виде единого по стилистике и исполнению произведения.

Для достижения этого результата мы вместе с заказчиком полностью прописали стилистическую и технологическую программу: какие изображения будут включены в иконостас, какие нюансы в изображении святых и библейских сюжетов надо учесть, какую палитру следует использовать.

Вознесение
Крестовое движение

В двунадесятом ряду расположены 12 икон, отражающих события из жизни Христа и Богоматери в хронологическом порядке.

В первом ряду в круглых медальонах – 4 евангелиста. Справа от царских врат – Спаситель, слева – Богоматерь. Из-за пропорции полей под эти 2 иконы нами было принято решение делать их не поясными, а ростовыми. По особому пожеланию заказчика слева был изображен сюжет с Покровом Богородицы.

Далее — архангелы Михаил и Гавриил. А по краям нижнего ряда – святые Николай Угодник и Спиридон Тримифунтский..

photo

ПАЛИТРА

Заказчик выбрал “тихую” и благородную палитру, характерную для московской иконописи XV-XVI веков, в традиции Андрея Рублева и Дионисия: минимум золота, охристые тона фонов.

Необходимо было соблюсти единое цветовое решение. Задача осложнялась тем, что художники работали в разных локациях. Поэтому главный художник и координатор проекта принял решение самостоятельно растирать краски для всех икон проекта, высушить их, и вместе с липовыми досками отправить художникам мешочки с сухим колером.

Хочется отдельно остановиться на краске для написания икон. Для проекта мы выбрали самую древнюю из известных — яичную темперу, применявшуюся ещё в античности. В ее состав входят натуральные пигменты, винный уксус, желток и масло — льняное или лавандовое.

Пигменты были также традиционными, а некоторые их них – довольно редкими: малахит, лазурит, киноварь, свинцовые белила, свинцовый сурик.

Архангел Гавриил
Иисус Христос
На чем пишут иконы
Традиционно на Руси иконы писали на липовой доске. Это очень однородное по своей структуре дерево, позволяющее создавать равномерный красочный слой.
Размеры доски
Липовую доску для икон особенно тщательно отбирают по ширине и качеству древесины. Не должно быть пороков – сучков и трещинок. По размеру доска должна быть как можно шире.

Если ширина иконы больше, чем ширина доступной доски, то основа для иконы склеивается из нескольких досок, обязательно располагая швы ближе к краям. И даже если по шву пойдет трещина, она никогда не попадет на лик святого, а пройдёт по фону.
Чем склеивались доски
Для соблюдения концепции использования исключительно традиционных материалов в этом проекте доски склеивались мездровым клеем.
Как мы работали с доской
При написании икон основу располагают сердцевиной на лицо. Если произойдет деформация основы, например, от влажности, то при таком расположении она станет выпуклой и изображение не сожмется и почти не деформируется.

Тем не менее, чтобы защитить доску от деформаций и трещин, с обратной стороны мы укрепили основу дубовыми клиньями.
Опыт мастеров
Наши мастера имеют огромный опыт в этой области и потому могут предусмотреть все нюансы и заложить все необходимые «страховки», чтобы иконы сохранялись в своем первозданном виде как можно дольше.

СОЗДАНИЕ ИКОН. СИНХРОНИЗАЦИЯ.

После согласования сюжетов и палитры, получения высококачественных основ из липовых досок и наборов колеров, заготовленных лично главным художником проекта, художники приступили к работе.

Первым этапом были изготовлены цветные картоны – эскизы будущих икон в масштабе 1:1. Только после их согласования началась работа на основе – липовых досках.

Вторым этапом была «сверка часов». Происходила она в нашей мастерской. Художники привезли туда все написанные иконы, еще не покрытые лаком. Так в них можно было внести финальные штрихи.

Иконы были собраны вместе по той схеме, в какой должны располагаться в иконостасе. После строгого контроля качества и проверки на цельность восприятия художники в течение недели прямо в мастерской «доводили» работы, чтобы получить максимально качественный результат и цельность восприятия.

Только после финальной калибровки и “доводки” все объекты были покрыты лаком, дающим сохранность иконам. Это очень важный этап, позволяющий сохранить изображение даже без использования защитного стекла и уберечь его от воздействия влаги при уходе за иконами.

photo
photo