Дединово

149
Предметов
photo
72
Иконы
37
Типов мебели
photo
Жертвенник
photo
photo
photo
Подставка под хоругвь

История храма

Храмовый комплекс в селе Дединово Луховицкого района Московской области является объектом культурного наследия можно сказать, точкой силы в истории России. Издавна жители села занимались постройкой речных судов, курсирующих по Оке, Москве-реке и Волге до самого Каспия.

При царе Михаиле Феодоровиче на дединовской верфи строились корабли для Голштинского посольства в Персию. А уже при Алексее Михайловиче Тишайшем здесь впервые стали делать большие корабли, в том числе, спущенный на воду в 1669 г. первый военный государственный корабль “Орёл”. По свидетельству исторических источников в Дединово неоднократно бывал молодой Пётр I, лично наблюдавший за строительством судов
для своих Азовских походов.

В старинном “дворцовом селе” потомственных корабелов было несколько храмов. “Переписная книга” 1677 года сообщает: «Село Дединово на берегу Оки, а в нём церковь Воскресения Христова да в приделе святых верховных апостолов Петра и Павла каменная о пяти главах. Да подле тое церкви другая церковь Рождества Пресвятой Богородицы клецки о пяти главах…».

Здание нынешнего Воскресенского храма было построено в 1817 году уроженцем Дединово — петербургским купцом Яковом Васильевичем Кривоносовым. Откупившись от помещика, Кривоносов работал на каменоломне в Усть-Ижоре, а затем, заведя своё дело, стал поставщиком извести и камня для постройки Зимнего Дворца.

Сохранилась историческая фотография интерьера храма

А сам храм очень напоминает Спасо-Преображенский собор в Петербурге, что неудивительно — здание сооружалось в период наивысшего расцвета классицизма, отвечая главным художественным канонам этого стиля.

Заказчик — богатый петербургский купец, имевший связи в кругах столичных застройщиков, мог привлечь к проекту самых известных зодчих своего времени. Существует гипотеза об авторе проекта Воскресенской церкви в лице московского архитектора Ивана Франциевича Руска талантливого ученика М.Ф. Казакова, привлекавшегося в 1800-е — 1810-е гг.
к значительным постройкам в Рязани, и, кроме того, занимавшегося самостоятельным частным проектированием и строительством гражданских
и культовых зданий в сопредельных губерниях.

При кажущейся достоверности данной гипотезы,
ее документальных подтверждений не имеется.
К тому же известно, что одновременно с И.Ф. Руска
в Рязани работал не менее значительный архитектор московской школы — Ф.К. Соколов, и тогда же, сменяя один другого, пост губернского архитектора занимали видные мастера классицизма — Н.П. Мелюнов (1807-1811) и Н.Д. Шеин (1812-1823),
при необходимости выполнявшие проекты приходских церквей Рязанской епархии.

Как бы то ни было — храм даже после всех безжалостных вызовов XX века, выпавших на его долю, производил монументальное впечатление и при первом же взгляде на него на ум приходили ассоциации с величайшими столичными соборами.

photo

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2016 году команда реставраторов во главе с Д.Г. Мироненко Д.Г. и Р.В.Костиным прибыла в Дединово, планируя каталогизировать для восстановительных работ всё, что осталось из убранства после всех метаморфоз здания (в советское время храм побывал и школой, и складом и даже — водонапорной башней.

Но приехав в следующий раз для транспортировки иконостасов в мастерскую, команда не обнаружила даже этого — остатки оригинального убранства
в распиленном виде лежали в дровяном сарае.

Но приехав в следующий раз для транспортировки иконостасов в мастерскую, команда не обнаружила даже этого — остатки оригинального убранства
в распиленном виде лежали в дровяном сарае.

В художественных приемах специалисты ориентировались на петербургские храмы примерно того времени и стиля (в частности Преображенский и Исаакиевский соборы).

Эта концепция также отразилась в стиле иконописи: в основном в рамках проекта были созданы иконы академического письма, что созвучно времени постройки храма. Но были созданы и два иконостаса, написанных в каноне —
в ранневизантийском стиле. Получилось гармоничное соединение двух эпох.

Всего для храма было изготовлено пять иконостасов, и поэтому основной утвари также изготавливалось пять комплектов. Причем все комплекты разные,
неповторяющиеся.

Престолы, жертвенники, иконостасы, аналои, столы для облачения, панихидный стол для свечей, киоты, скамьи, подставка под хоругвь, запрестольные подставки, канун и многое-многое другое — всё было деликатнейшим образом воссоздано нашими мастерами. Делали не только утварь — также необходимо было воссоздать исторические двери, оконные рамы, тамбуры.

photo
Аналой
Центральный иконостас дугообразной формы
Для его изготовления была разработана сложнейшая технология: подосновы под иконы тоже делались дугообразные и на них натягивался холст. Иконы писались на липовых досках и на натуральном холсте.
Уникальный шкаф под святую воду
Для удобства священников большой бак (1 тонна воды), установленный на высоте 1 метр от пола, сделан с выдвижной лестницей, органично вписанной интерьер храма.
Праздничный аналой со сменными крышками
Ткань, покрывающая аналой, крепится на липучках. Всего для покрытия изготовлено 6 элементов, меняющиеся в зависимости от праздника. Сменные ткани хранятся здесь же - в скрытом отделении аналоя.
Риза на престол
Риза изготовлена с использованием настоящего золота и отличается солидным весом. Поэтому для удобства священников риза собирается из нескольких частей,
соединяемых деревянными замочками. Быструю сборку могут произвести 2-3 человека.
Гробница под плащаницу
Важный элемент проекта плащаницы - специальные многофункциональные складные ножки. Когда плащаница находится в саркофаге - ножки сложены. Когда на праздник ее достают - ножки раскладываются и становятся «держателями»
для торжественного выноса.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что
в своей работе реставраторы руководствовались
не только исторической и эстетической концепцией, но и знанием всех тонкостей
и особенностей богослужения.

ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА

photo
Работа с пропорциями
и деталями классической традиции
photo
Изучение материалов по ордерной системе
photo
Альфрейной роспись
под розовый мрамор
photo
Использование настоящей позолоты

ПРОЦЕСС

1
Разработка визуальной, пластической, иконописной концепции. Эскизы изделий.
2
Визуализация изделий: перевод плоскостного рисунка в объем, «лепка» на компьютере объемных деталей.
3
Проработка конструктивных решений для сохранения всех визуальных особенностей, задуманных художниками.
4
Написание программы декоративных элементов
для станка ЧПУ. Задача - получение детали
с корректными параметрами.
5
Доработка основы, полученной станке ЧПУ, резчиками. Ручная работа высочайшей
6
Доведение детали до финального вида: обработка элементов декора грунтовщиками, покрасчиками, позолотчиками.
7
Финальная сборка изделий
photo
photo